На главную




Глава 6. Про гениальные идеи, их реализации и чудовищное покушение на тогдашнюю Великую Халявность Интернетов - СМСоплату .

Самое мучительное в жизни – ждать. Ждать мы совершенно не умели, таким уж был наш стиль, привитый беспокойными девяностыми. Пока ждешь у моря погоды – конкуренты делают деньги и уходят в отрыв. Это правило не раз помогало мне в жизни и позволяло продвигаться даже там, где другие терпели неудачу.

Но сейчас надо было спокойно ждать. Сергей (программист-самородок, которого мы нашли в университете) страшно не любил, когда его подгоняют. А поскольку от его работы зависело будущее нашего проекта, мы решили все-таки не давить и не докучать расспросами «ну когда же, наконец».

И все же мы не могли сидеть без дела. Поэтому принялись готовить партию свежих американских сериалов и передач. Удивительно, но посетители через форму обратной связи прямо таки требовали больше познавательных программ, которые тогда не входили в русскоязычный пакет Дискавери. Например, «Оружие будущего». Пока наша переводчица готовила тексты, дикторы сводили звук, а Алексей записывал готовые локализованные видеофайлы на жесткий диск, я занялся маркетингом.

Пару дней пришлось потратить на поиск подходящего домена. Тогда еще не было такого ажиотажа, как сейчас, и приличное доменное имя, хотя и с трудом, но можно было найти. Попадалось даже несколько свободных трехбуквенных домена, но я счел их слишком несолидными и мало подходящими для файлообменника.

Зачем вообще нужен был отдельный домен. В самом начале мы рассматривали вариант просто присоединить к основному сайту поддомен и развернуть файлообменник на нем. Но скоро пришли к выводу, что лучше делать новый проект на отдельном домене, и, по возможности, не афишировать свою с ним связь. Во-первых, в те времена посетителям не очень нравилось, что сайт зарабатывает на них какие-то деньги. Вебмастерам приходилось загодя оправдываться, публиковать пояснения, мол, те копейки, что мы зарабатываем с рекламы, идут исключительно на поддержание сайта, и т.д. А уж если открыто требовать оплату за скачивания – это было равносильно провалу. В то время в Рунете витал дух свободы. Многие считали, что зарабатывать на посетителях недопустимо. Конечно, зарабатывали все, кто мог, но старались это тщательно маскировать.

Второй причиной были фискалы. Кто знает, что взбредет в голову неких правоохранителей, которых у нас развелось просто бесчисленное количество. Прибавить к ним различные компании по обеспечению авторских прав, налоговиков и прокуратуру – теперь вы понимаете, почему мы решили по возможности оставаться в тени и не показывать свою причастность к новому проекту. Кстати, в будущем такая тактика спасла от провала и нас, и наши проекты.

Сутки напролет я бродил по форумам, пытаясь выяснить, сколько готовы платить пользователи за возможность быстрого скачивания файлов. Через неделю картинка более-менее прояснилась. Отбросив тех, кто не стал бы платить за скачивание никому и никогда (грубо говоря, патологических халявщиков), я разделил оставшихся на три категории. Первые готовы были заплатить небольшую сумму единоразово, чтобы скачать нужную позарез программу или фильм. Этим можно сделать одноразовый доступ, дающий право на скачивание одного файла или архива. Вторые были не против оплачивать неделю или сутки безлимитного неограниченного скачивания – в основном это были любители сериалов, которых не устраивало пиратское качество продающихся в переходах фильмов. И, наконец, самый желанный клиент – тот, что приобретает месячный абонемент: таких было явное меньшинство, но они были. Как оказалось, те, кто наиболее активно общался в комментариях к фильмам, в чатах и на форумах, как правило, приобретали месячные права на скачивание.

Еще один важный момент – тарифы. Сделай мы цены слишком высокими, народ не станет платить. Поставь мы слишком низкую цену – сработаем себе в убыток. А повысить в дальнейшем расценки было проблематично, ведь Рунет и так считал заработок на посетителях одним из смертных грехов. В итоге мы определили средние расценки. За одноразовый доступ решено было брать 20 рублей, за недельный безлимитный – 100, и за месяц – всего лишь 300.

Изучая статистику скачиваний с сервера, я сделал вывод: если даже 20% наших постоянных посетителей станут платить за скачивание, наш прошлый доход с рекламы и ссылок покажется просто смешным. Оставалось придумать способ брать деньги. И это было самым трудным вопросом.

Как я уже упоминал, Вебмани водились у единиц. А именно, у тех, кто так или иначе был связан с заработком в Сети. Таких и сейчас немного, а тогда и вовсе фрилансеры лишь зарождались, как класс. Поэтому Вебмани отпадали.

PayPal был бесспорно хорош. Надежная, простая система, идеальная для микроплатежей. Но, существовало одно «но»: у этой системы были сложные отношения с Рунетом. Вернее, не было никаких отношений. Пользователям из стран бывшего СССР иметь аккаунт в PayPal было нельзя. Почему – второй вопрос. Так сложилось, что с приходом Интернета в массы появились люди, которые выбрали способом заработка бессовестный грабеж западных обывателей и платежных систем. Конечно, людей, честно зарабатывавших с Сети, было значительно больше. Но кого это интересовало? На 1/6 суши проживало без малого 600 миллионов людей, и большинство из них не очень почитали Уголовный Кодекс. Особенно при отсутствии каких-либо инструментов у властей. Власти не всегда могли справиться с явным криминалом, в наших странах процветали финансовые пирамиды, а на улицах практически свободно играли в наперстки. Чего уж тут говорить о каком-то Интернете. Поэтому системы, подобные PayPal , сторонились нашего брата, как черт ладана. И, в общем-то, были по-своему правы. Но факт оставался фактом – данный путь был недоступен.

Кредитные карты у населения были. Не столь массово, как теперь, но продвинутые пользователи Интернет точно располагали такой возможностью. И сделать прием платежей по картам для своего сайта не было особой проблемой. Проблемой было другое – прозрачность перед законом. Не то, чтобы мы не хотели платить налоги, совсем наоборот. Мы мечтали когда-нибудь выйти из тени, стать уважаемыми бизнесменами, и, да простит читатель за пафос, вносить свою лепту в общество. Увы, с нашим бизнесом это было невозможно. Реши мы легализовать наше предприятие, пришлось бы рано или поздно столкнуться с авторскими правами. Неважно, что у наших клиентов нет, не было и не будет альтернативы. Главное – мы действовали на грани правового поля, и это делало невозможным выход на свет. Вот почему и оплата кредитками была отвергнута нами единодушно.

«Отправьте СМС на короткий номер»

Эту фразу мне уже тогда доводилось встречать в Сети. Но тогда оплата СМС была редкостью. Хотя мобильники, как и кредитки, уже были у многих. Стоило серьезно заняться изучением этой системы, чем мы и занялись в ожидании вестей от программиста.

Оказалось, что оплата СМС была довольно удобным способом. Особенно радовала полная анонимность. Оплату, списанную с телефона клиента, принимал оператор. Он же платил продавцу раз в неделю или раз в месяц оговоренным способом. Никакой привязки к продавцу услуги, никакой бухгалтерии. Оператор владел коротким номером типа 5011, на который желающие приобрести тот или иной интеллектуальный продукт присылали сообщения с кодами. Коды были привязаны к конкретной операции, например, к формированию доступа к скачиванию файла – то, что и требовалось в нашей ситуации.

Конечно, и недостатков у оплаты СМС была целая куча. Прежде всего, нереально высокий процент, который драли с нас операторы. 40-50%, оставляемые некоему Васе Пупкину, это было обидно и невыгодно. А с другой стороны, это было лучше, чем ничего. Вернее, лучше отдать 40% Васе, чем опасаться очередного визита какой-нибудь силовой структуры или ненужных вопросов налоговой.

Итак, мы выбрали оплату СМС и Вебмани. Обе системы давали скрипты, которые нужно было установить на сайт. Естественно, мы имели солидный бизнес уровень ( BL ) в Вебмани, и без особого труда выправили там аттестат продавца. Слава богу, эта система была не столь щепетильна и мало интересовалась происхождением фильмов, а пиратским программным обеспечением мы не промышляли. Вторым пунктом программы было найти надежную и более-менее честную компанию по приему СМС. Во время поисков нас посетила светлая мысль самим стать такими операторами. Тем более, пообщавшись с некоторыми представителями этого бизнеса, мы поняли, что особенных интеллектуальных способностей там не требуется, нужны всего лишь скромные деньги и время. «Пробивать» данную задачу вызвался Алексей, тем более что среди его знакомых был чел, занимавший какую-то ответственную должность в компании мобильной связи. А пока мы решили принимать оплату через дилеров, благо и программист позвонил и сообщил, что через недельку ПО для нового портала будет готово.

<< Глава 5. Про проблемы масштабируемости, первые файлообменники и громадье планов. Глава 7. Про гениальные программы, гениальные схемы обналички и гениальный сайт, как он стал теперь. >>


Поиск по сайту


Реклама


Спонсоры

inter-job.ru © 2007-2017. Использование материалов при наличии обратной ссылки приветствуется.